Дефекты стопы у детей и взрослых – виды, лечение, упражнения
Люди, страдающие мышечными заболеваниями, страдающие ожирением или слишком долго стоящие на ногах, в основном влияют на стопы. Избегайте ношения обтягивающих колготок, узких туфель на шпильке и слишком высоких каблуков. У детей также часто бывают дефекты стопы. Это результат несоответствия между быстрым темпом развития костей и медленным увеличением мышечной массы. Что такое лечение дефектов стопы?
Дефекты стопы развиваются в результате несоответствия выносливости мышц, связочно-капсульного аппарата и их нагрузки. К наиболее частым дефектам стопы относятся: плоскостопие, плосковальгусная стопа, косолапость, полая стопа.
Нога – строительство
Стопа состоит из трех компонентов:
- ходить,
- середина стопы
- пальцы.
Stęp состоит из:
- лодыжка,
- пятка
- кубический
- в форме лодки,
- три клиновидные кости.
Плюсна состоит из пяти длинных костей, разделенных межкостными пространствами плюсны. Все пальцы, кроме большого пальца ноги, у которого две фаланги , состоят из трех фаланг.
Нога – функции
Стопа способна выдерживать вес тела и адаптироваться к изменениям почвы, нагрузкам и движениям. Этими свойствами стопа обязана системе связок и мышц, называемой стабилизаторами стопы. Связочно-капсульная система – это так называемая пассивные стабилизаторы стопы . Это как бы пружины, которые растягиваются под давлением и возвращаются в исходное состояние благодаря своим свойствам. Активными стабилизаторами стопы является мышечная система. Как следует из названия, действие этих мышц заключается в выполнении соответствующих движений и стабилизации стопы при нагрузке и походке.
Дефекты стопы – причины
Дефекты стопы развиваются в результате несоответствия выносливости мышц, связочно-капсульного аппарата и их нагрузки. Эти диспропорции в основном вызваны:
- снижение мышечного тонуса и силы – вызванное, например, мышечными заболеваниями (миастения, мышечная дистрофия), неврологическими заболеваниями или общим истощением организма (например, при тяжелой болезни);
- ожирение и лишний вес;
- нарушение кровообращения в нижней конечности (например, варикозное расширение вен );
- длительная иммобилизация нижних конечностей;
- перегрузка стоп длительной работой или стоянием.
Негативное влияние на ставки оказывают:
- слишком частое ношение жесткой обуви, слишком узкой в пальцах,
- ношение слишком узких носков, колготок,
- на слишком высоких каблуках,
- длительное нахождение в положении стоя или сидя,
- увеличение веса или постоянная нагрузка на вес,
- хронические заболевания, способствующие общей мышечной слабости, например, рахит ,
- периоды быстрого роста – период созревания, когда диспропорция между развитием скелетной и мышечной систем уменьшается или увеличивается.
Пороки стоп у детей – причины
Дефекты стопы у детей вызваны несоответствием между быстрым темпом развития скелета и гораздо более медленным увеличением мышечной массы, особенно ее силы. Кроме того, бывают различные перегрузки, вызванные, например, ожирением у маленьких детей.
Часто родители сами способствуют образованию дефектов, слишком рано ставя ребенка вертикально без стадии ползания. Иногда мы имеем дело с неправильной интерпретацией поведения ребенка – например, пренебрежение протянутыми руками опекуну, что обычно свидетельствует об усталости ребенка и его нежелании ходить на прогулку.
Дефекты стопы – виды
К наиболее частым дефектам стопы относятся:
- плоскостопие,
- плосковальгусная стопа,
- косолапость,
- полая стопа.
Правильная ступня – как она выглядит?
Правильная ступня, если смотреть в положении стоя, имеет небольшую дугу изнутри, опираясь на землю пяткой и плюсневой костью. При взгляде сзади пятка является продолжением голени и почти перпендикулярна земле. Отражение такой стопы, то есть след, оставленный босой ногой на бумаге, так называемый плантоконтурограмма, показывает характерную полость.
Плоскостопие – что это?
Под плоскостопием мы понимаем процесс постепенного опускания продольного свода стопы из-за отказа связочно-мышечного аппарата. Этот сбой может повлиять на ребенка с общей слабостью мышечной системы и быть одним из симптомов этой слабости. Однако гораздо чаще это является результатом несоответствия между силой мышц и ее потребностями, то есть результатом неподготовленности мышц стопы к нагрузке. Эта перегрузка приводит к болезненности, деформации и нарушению функции стопы.
Вальгусная стопа и косолапость – что это такое?
У нормальной стопы, если смотреть сзади, ось пятки является продолжением оси голени. Физиологическое отклонение составляет примерно 5 градусов. При вальгусной форме стопы пятка выворачивается наружу и опирается внутренним краем на землю. У ребенка с таким дефектом с внутренней стороны отрывается каблук у обуви. Плоско-вальгусные стопы часто сочетаются с вальгусными коленями , что значительно усугубляет имеющиеся недуги.
Косолапость – противоположность плоской вальгусной стопы. Для него характерно закручивание пятки внутрь и упирание ее на внешний край. При этом дефекте ребенок царапает пятку обуви с внешней стороны.
Деформация заключается в углублении полости стопы на участке между пяткой и плюсневыми костями и одновременном укорачивании этого участка. Этот дефект характеризуется так называемым высокий рост . Причины заболевания видны на фоне нарушений развития нижнего отдела спинного мозга. Выдавленная на плантоконтурограмме ступня не оставляет следов в центральной части.
Плоско-вальгусная стопа – стадии заболевания
На примере плоской вальгусной стопы:
I стадия – мышечная недостаточность. На этом этапе освобожденная стопа имеет правильную форму, но ее продольный свод уплощается после небольшой кратковременной нагрузки.
II стадия – связочная недостаточность. На этом этапе ненагруженная стопа также имеет правильную форму, но под нагрузкой она уплощается, а пятка становится покатой. Смещение пятки исчезает при вставании на носки. Стопа становится болезненной и устает даже при небольшом усилии.
III стадия – скорость постоянно искажается независимо от нагрузки. Внутри суставов стопы развиваются и постепенно развиваются дегенеративные изменения.
IV стадия – исчезает суставной хрящ и возникают спайки костей. Стопа очень деформирована и практически не работает.
Большинство младенцев, которые начинают ходить, кажутся плоскими. Это вызвано наличием жировой подушечки, особенно на внутренней стороне стопы. Правильно построенная стопа становится видимой примерно в 4-5 лет, и тогда обнаруженное плоскостопие может оказаться настоящим дефектом осанки.
Дефекты стопы у детей – исследования
Если мы замечаем у ребенка:
- усталость,
- ненормальная походка
- нежелание ходить или заниматься спортом
это может указывать на дефект стопы. Хотя ненагруженная стопа может показаться правильной, это не исключает наличия дефекта. В любом случае вам следует посетить ортопеда. Он проведет подробное ортопедическое обследование и, при необходимости, дополнительные обследования:
- антропологические измерения,
- плантоконтурографические измерения,
- рентгенологическая картина .
Дефекты стопы – лечение
Лечение всегда рассматривается индивидуально и должно заключаться в устранении причин несоответствия между работоспособностью стопы и нагрузкой на стопы.
Лечение дефектов стопы зависит от возраста пациента и степени развития деформации стопы . Исправление дефектов осанки – длительный процесс, требующий активного участия в нем: ребенка, его родителей, специалиста по коррекционной гимнастике, а периодически – ортопеда. Лечение может принимать разные формы. Начиная с корректирующих упражнений, через специальные стельки или ортопедическую обувь и заканчивая хирургическим вмешательством.
Дефекты стопы – корректирующие упражнения
Корректирующая процедура направлена на устранение дефекта или торможение его дальнейшего развития, а значит, на восстановление правильной осанки. Важную роль в этой процедуре играют упражнения, благодаря которым мы получаем:
- повышение подвижности в суставах,
- увеличение мышечной силы,
- выработка привычки правильной осанки.
Используя различные типы и формы движения – формирование упражнений, игр и мероприятий, мы воздействуем не только опорно-двигательного аппарата, но и внутренние органы, тем самым повышая эффективность работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Важным фактором корректирующей процедуры является:
- правильная организация бытовых условий,
- соблюдение правил профессиональной гигиены,
- остальное,
- питание
- общая подвижность ребенка.
Процесс уравнивания длится долго, поэтому мы должны постоянно поддерживать мотивацию ребенка к активному участию в коррекционных мероприятиях.
Цель упражнений – укрепить ослабленные мышцы и снять контрактуры . Правило корректирующей процедуры – правильное положение стопы при каждом упражнении. Его соблюдение обеспечивает укрепление мышц и правильное взаимодействие групп мышц. Прекрасным дополнением к корректирующим упражнениям является введение танцевальных элементов под музыку. Упражнения по коррекции стопы следует выполнять вместе с упражнениями по коррекции фигуры, активизируя все тело ребенка.
Корректирующие и укрепляющие упражнения можно распространить на различные ортопедические компоненты. К ним относятся:
- Каблук Томаса
- супинационная стелька,
- вставки, поддерживающие весь свод стопы,
- различные типы запорных устройств.
Для продвинутых изменений требуется специальная ортопедическая обувь из гипса.
Дефекты стопы – хирургическое лечение
Последнее средство, применяемое только при запущенной деформации стопы, – хирургическое вмешательство, направленное на улучшение статики стопы и устранение недугов.
Дефекты стопы – как выбрать обувь?
Важной частью лечения и профилактики деформаций стопы является правильная обувь. Обувь, обеспечивающая правильное развитие стопы, должна иметь:
- подходящий размер с учетом так называемого функциональная поправка, возникающая в результате удлинения стопы под нагрузкой,
- широкий перед, позволяющий движения пальцев,
- жесткий задник, обеспечивающий стабилизацию пятки,
- удобный, широкий и не очень высокий каблук,
- верх, не давящий на ногу,
- высокий верх, стабилизирующий голеностопный сустав, особенно у маленьких детей.
Подводя итог, можно сказать, что дефекты осанки, особенно дефекты стопы, представляют собой большую медицинскую и социальную проблему. Профилактика и раннее лечение этих дефектов – наиболее эффективный метод борьбы с этим явлением. Корректирующая процедура, рекомендации и противопоказания на примере плоскостопия – самого распространенного дефекта стопы у детей.
Дефекты стопы – рекомендации и противопоказания
Показания:
- Ванны в теплой воде с добавлением соли и ванны с переменной температурой: в воде 35 градусов 5 минут и 20 градусов 5 секунд. Эти ванны следует проводить в положении стоя и сидя, с различными движениями стопы, в коленных, тазобедренных и торсионных суставах. Их цель – увеличить кровоснабжение стоп.
- Ходьба и бег по разной местности и местности.
- Плавание
- Езда на велосипеде, когда ноги сильно крутят педали – это заставляет ногу активно работать, одновременно расслабляя ее.
- Бег по росе и даже по снегу.
Противопоказания:
- давний,
- подъем тяжелых грузов,
- приземление и пассивные прыжки на твердом покрытии,
- большие ноги в положении стоя.
Дефекты стопы – упражнения
- Исходное положение – ходьба:
- на согнутых коленях у внешних краев стоп поднять руки по диагонали вверх – вдох, руки вниз – выдох;
- движение по прямой, на скамейке и т. д. вперед и назад (ставя ногу за стопу), на цыпочках, руки в стороны.
- Исходное положение – сесть прямо или на стул:
- попеременное сгибание и разгибание стоп в щиколотках с одновременным сгибанием пальцев рук
- двигая ногами вперед ползучим движением, как дождевой червь,
- имитируя шаги балерины, идущей на кончиках пальцев в разные стороны.
- Исходное положение – лежа на спине:
- поднимая ноги вверх, открывая колени и «хлопая» ступнями в ладоши.
- Исходное положение – сядьте, подперевшись:
- скатать газету в клубок и выбросить ногами как можно дальше вперед,
- раскладывание костылей ногами,
- газету ногами рвать,
- собирать ногами в мусорное ведро куски газет,
- постукивание пальцами по газете – «игра на пианино».
- Исходное положение – лежа на спине:
- ноги согнуты, ступни прижаты к стене, мяч перекатывается вверх.
- Исходное положение – лежа на спине:
- согнутыми в коленях пальцами стопы (поочередно) обхватить платок и помахать им, как флагом.
- Исходное положение – лежа на спине:
- возьмитесь за карандаш пальцами одной ноги, поднимите ногу и напишите в воздухе буквы, числа, слова ногой.
- Исходное положение – лежа на спине:
- возьмите сумку пальцами ног и бросьте ее назад, иногда левой, иногда правой ногой,
- «езда на велосипеде» с удержанием мешочков пальцами ног.
Библиография
- J. Kołodziej, K. Kołodziej, I. Momola, Корректирующая и компенсаторная гимнастика в школе, Жешув 1998
- С. Овчарек, Атлас корректирующих упражнений, WSiP, Варшава, 1998 г.
- С. Овчарек, М. Бондарович, Игры и подвижные игры в корректирующей гимнастике, WSiP, Варшава 1997
- Котецка – Ноцень М., Плукарж Х., Плоскостопие у детей. Лечебная гимнастика, PZWL, Варшава 1986 г.
- Куцнер – Козиньская М., Коррекция дефектов осанки, часть I и II, AWF, Варшава, 1992 г.
- Касперчик Т., Дефекты осанки – диагностика и лечение, 1998 г.
- Куцнер – Козиньская М., Осанка, ее оценка и исправление дефектов, 1992.
- Т. Жук, А. Дзяк, А. Густа, Основы ортопедии и травматологии, 1980 г.
Невролог высшей квалификационной категории (стаж работы 14 лет), врач нейрофункциональной диагностики (стаж работы 12 лет); автор научных публикаций по вертеброневрологии; участникнаучных конференций по неврологии и функциональной диагностике всероссийского и международного значения.